История мирового современного искусства

История мирового современного искусства

Курс-«трансформер», соединяющий теорию и практику современного искусства. Его цель – предложить учащимся варианты интеллектуального инструментария. Лектор: Виктория Бурлака

Василий Цаголов. Чего боится Херст. 2009

Этапы:

1. Лекция – вычленение ключевого понятия в теории искусства, связанного с определенным историческим этапом. Прослеживание его дальнейшей истории вплоть до настоящего времени.

2. Семинар по данной проблеме, обсуждение прочитанной литературы.

3. Создание индивидуальных «виртуальных» мини-проектов – художник и куратор работают совместно.

4. Итоговые групповые проекты для художников и кураторов в середине (февраль) и конце (май) обучения.

Лекции:

Направление: Импрессионизм и постимпрессионизм.

Категория: Система видения.

Мessage: Трансформации оптического измерения в современном искусстве – исчезновение видимого. Постмедийная оптика – фрагментарный и панорамный варианты.

Н: Примитивизм и неопримитивизм.

К: Условность художественного языка.

М: Редукции языка в фигуративном изображении – от Матисса до постмедийной живописи.

Н: Абстракционизм.

К: Структурное мышление.

М: Абстракция как последовательное отражение ментальных, умозрительных конструкций. Виды абстракции в исторической перспективе.

Н: Экспрессионизм и неоэкспрессионизм.

К: Психологическая суггестия.

М: Экзистенциальное звучание современного искусства.

Н: Дадаизм.

К: “Найденный объект”.

M: Циркуляция ценностей между реальностью и “культурным архивом”. Стратегия эпатажа как метод расширения контекста искусства.

Н: Сюрреализм.

К: Трансляция бессознательного содержания. Телесность. Влечение к смерти.

M: Психоанализ как базовая «идеология» современности. Petit object а – от автоматического письма сюрреализма до современного «симптоматического» искусства.

Н: Минимализм, “Арте повера”.

К: Репрезентация VS Наррация, логика присутствия.

M: Утопия эстетической автономии классического модернизма.

H: Поп-арт.

K: Тиражность, «распыление искусства».

M: Искусство в обществе потребления, стратегии выживания – мимикрия и протест.

H: Постмодернистское искусство.

К: Ретроспекция, трансгрессивность.

M: Расширение рамок сознания и опыта – «базовый инстинкт» современного искусства.

Н: Политическое искусство, критическое искусство.

K: Протест против системы.

M: Место искусства в социуме. Социальная рефлексия искусства.

H: Актуальные художественные стратегии.

K: Развеществление искусства. Документация VS. Произведение. Радикальные жесты.

M: Миссия искусства сегодня. Эстетика «ненавязчивого» присутствия.