История мирового современного искусства




Курс-«трансформер», соединяющий теорию и практику современного искусства. Его цель – предложить учащимся варианты интеллектуального инструментария. Лектор: Виктория Бурлака




Василий Цаголов. Чего боится Херст. 2009

Этапы:


1. Лекция – вычленение ключевого понятия в теории искусства, связанного с определенным историческим этапом. Прослеживание его дальнейшей истории вплоть до настоящего времени.
2. Семинар по данной проблеме, обсуждение прочитанной литературы.
3. Создание индивидуальных «виртуальных» мини-проектов – художник и куратор работают совместно.
4. Итоговые групповые проекты для художников и кураторов в середине (февраль) и конце (май) обучения.

Лекции:

Направление: Импрессионизм и постимпрессионизм.
Категория: Система видения.
Мessage: Трансформации оптического измерения в современном искусстве – исчезновение видимого. Постмедийная оптика – фрагментарный и панорамный варианты.

Н: Примитивизм и неопримитивизм.
К: Условность художественного языка.
М: Редукции языка в фигуративном изображении – от Матисса до постмедийной живописи.

Н: Абстракционизм.
К: Структурное мышление.
М: Абстракция как последовательное отражение ментальных, умозрительных конструкций. Виды абстракции в исторической перспективе.

Н: Экспрессионизм и неоэкспрессионизм.
К: Психологическая суггестия.
М: Экзистенциальное звучание современного искусства.

Н: Дадаизм.
К: “Найденный объект”.
M: Циркуляция ценностей между реальностью и “культурным архивом”. Стратегия эпатажа как метод расширения контекста искусства.

Н: Сюрреализм.
К: Трансляция бессознательного содержания. Телесность. Влечение к смерти.
M: Психоанализ как базовая «идеология» современности. Petit object а – от автоматического письма сюрреализма до современного «симптоматического» искусства.

Н: Минимализм, “Арте повера”.
К: Репрезентация VS Наррация, логика присутствия.
M: Утопия эстетической автономии классического модернизма.

H: Поп-арт.
K: Тиражность, «распыление искусства».
M: Искусство в обществе потребления, стратегии выживания – мимикрия и протест.

H: Постмодернистское искусство.
К: Ретроспекция, трансгрессивность.
M: Расширение рамок сознания и опыта – «базовый инстинкт» современного искусства.

Н: Политическое искусство, критическое искусство.
K: Протест против системы.
M: Место искусства в социуме. Социальная рефлексия искусства.

H: Актуальные художественные стратегии.
K: Развеществление искусства. Документация VS. Произведение. Радикальные жесты.
M: Миссия искусства сегодня. Эстетика «ненавязчивого» присутствия.